Перейти к содержанию
Главное меню
Главное меню
переместить в боковую панель
скрыть
Навигация
Заглавная страница
Свежие правки
Случайная страница
Справка по MediaWiki
gottod
Поиск
Найти
Создать учётную запись
Войти
Персональные инструменты
Создать учётную запись
Войти
Страницы для неавторизованных редакторов
узнать больше
Вклад
Обсуждение
Редактирование:
Article 975733
Статья
Обсуждение
русский
Читать
Править
История
Инструменты
Инструменты
переместить в боковую панель
скрыть
Действия
Читать
Править
История
Общие
Ссылки сюда
Связанные правки
Служебные страницы
Сведения о странице
Внимание:
Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы
войдёте
или
создадите учётную запись
, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Анти-спам проверка.
Не
заполняйте это!
__TOC__ <div id="mw-content-text" class="mw-body-content mw-content-ltr" dir="ltr" lang="ru"> <div class="mw-parser-output"> <div class="hatnote navigation-not-searchable noprint dabhide"> У этого термина существуют и другие значения, см. [[701565академиязначения|Академия (значения)]] . </div> [[File:975733-1.jpg|frame|none|220x157px|class=mw-file-element|alt=|caption [[4930042рафаэль|Рафаэль]] , « [[30516афинскаяшкола|Афинская школа]] » (1511)]] [[File:975733-2.jpg|frame|none|220x242px|class=mw-file-element|alt=|caption Окрестности античных Афин]] [[File:975733-3.jpg|frame|none|220x305px|class=mw-file-element|alt=|caption План античной Академии около Афин]] '''Платоновская Академия''' ([[4911496древнегреческийязык|др.-греч.]] Ἀκαδημία) — религиозно-философский союз, основанный [[4930004платон|Платоном]] ([[4906564греческийязык|греч.]] Πλάτων) в 380-х годах до н. э. близ [[4914134афины|Афин]] в местности, названной в честь мифического героя [[4944783академ|Академа]] <sup></sup> . В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: [[4941863философия|философия]] , [[60460математика|математика]] , [[4957437астрономия|астрономия]] , [[4960833естествознание|естествознание]] и другие. В Академии было разделение на старших и младших. Основным методом обучения была [[4961319диалектика|диалектика]] ([[5052472диалог|диалог]]). Особая роль математики подчёркнута в девизе Академии: « '''Ἀγεωμέτρητος μηδεὶς εἰσίτω''' » [[411международныйфонетическийалфавит|[ageoːmetreːtos meːdeis eisitoː]]] — « '''Да не войдёт не знающий геометрии!''' » <sup></sup> <sup></sup> . В 529 году указом [[4945508юстинианi|императора Юстиниана]] были закрыты все философские школы в Афинах. == «Древняя» академия == [[File:975733-4.jpg|frame|none|220x225px|class=mw-file-element|alt=|caption Мозаика из [[33628помпеи|Помпей]] с изображением Академии Платона]] Академия, по формулировке [[5049819диогенлаэртский|Диогена Лаэртия]] , представляла собой [[5036685гимнасий|гимнасий]] , «расположенный в роще за городскими стенами [Афин] и названный в честь некоего героя Гекадема». Спустя некоторое время в этом [[4983021парк|парке]] , как сообщается, Платоном было возведено святилище [[5046204музы|Муз]] , или музеон. [[4943310спевсипп|Спевсипп]] поставил туда статуи [[5046229хариты|Граций]] . Имеются данные о том, что бóльшая часть философских дискуссий проходила именно в публичном парке, либо на свежем воздухе, либо в каком-либо закрытом помещении в здании гимнасия ([[5049061вилла|вилла]] , крытая галерея для застолий). Во время застолий (пиров-симпозиумов) Платон и его ученики пили [[2229вино|вино]] , ели [[547268оливки|оливки]] и сушеные [[6244166фиги|фиги]] . Среди исследователей нет однозначной позиции, какой статус в Афинах имела Академия. Не существует достаточных оснований полагать как то, что она изначально представлялась как религиозное сообщество, так как для получения участка земли Платону пришлось зарегистрировать её как [[6247347фиас|фиас]] , так и как частная школа. В процессе своего развития Академия приобрела статус элитной школы, в которой в основном учились молодые люди для дальнейших занятий политикой. Однако обучаться в ней мог любой желающий, так как обучение было бесплатным. Ученики могли вносить добровольную плату за получение знаний. В дальнейшем сколархи-последователи Платона взимали плату за обучение в качестве обязательной. <sup></sup> === Участники Первой Академии === Представители этой школы были последователями непосредственно Платона; находились под влиянием [[5045491пифагореизм|пифагореизма]] и способствовали развитию [[60460математика|математики]] и [[4957437астрономия|астрономии]] . Согласно [[5049819диогенлаэртский|Диогену Лаэртскому]] непосредственными учениками Платона и, соответственно, первыми академиками были: [[4943310спевсипп|Спевсипп]] , [[5193664ксенократизхалкидона|Ксенократ из Халкидона]] , [[4920420аристотель|Аристотель]] , [[5166119филиппопунтский|Филипп Опунтский]] , [[6247348гестиейперинфский|Гестией Перинфский]] , [[6247349амиклгераклейский|Амикл Гераклейский]] , Эраст и Кориск Скепсийские, Тимолай Кизикийский, Евеон Лампсакский, Пифон и Гераклид Эносские, Деметрий Амфипольский, [[178734гераклидпонтийский|Гераклид Понтийский]] и многие другие, в том числе две женщины, [[6247350ластениямантинейская|Ласфения из Мантинеи]] и [[6247351аксиотеяфлиусская|Аксиофея из Флиунта]] . После смерти Платона Академию возглавил Спевсипп. По предположению ряда философов, в частности Г. Чернисса, Платон лично передал руководство школой в руки Спевсиппа, хотя в дальнейшем избрание руководителя Академии осуществлялось на собрании сколархов. Спевсипп был автором множества трактатов в области философии, диалектики, математики, уделял внимание естественным наукам. Однако из его трудов не сохранилось практически ничего, кроме ряда фрагментов. На основании ряда свидетельств учёные предполагают, что Спевсипп существенно отклонился от платонизма, склоняясь больше к пифагорейской традиции, что вызвало противоречия с другими выдающимися членами Академии, например с Аристотелем, который, по одной из версий, и покинул Академию из-за этого. Следующим после Спевсиппа главой Академии стал [[5116752ксенократхалкидонский|Ксенократ Халкидонский]] . Он, в отличие от своего предшественника, старался сохранить в школе «платоновский дух», хотя сам, по свидетельствам ряда современников, в том числе Аристотеля, не был выдающимся мыслителем. Вероятно, что такое мнение о Ксенократе существует из-за того, что до современности дошли только названия его работ, которых, однако, немало. Ксенократ, по свидетельствам современников, отличался жёстким характером, был сторонником дисциплины. Поэтому на протяжении его 25-летнего руководства Академией дисциплина в ней существенно ужесточилась. Есть сведения о том, что Ксенократ составил устав школы, в котором регламентировалась внутриакадемическая деятельность учеников и преподавателей, а каждые 10 дней должен был избираться староста. === Сколархи === # [[4930004платон|Платон]] ([[4906564греческийязык|греч.]] Πλάτων) (388—347 гг. до н. э.). # [[4943310спевсипп|Спевсипп]] ([[4906564греческийязык|греч.]] Σπεὐσιππος) (347—339 гг. до н. э.). # [[5193664ксенократизхалкидона|Ксенократ]] (339—314 гг. до н. э.). # [[195870полемонсхоларх|Полемон]] (314—269 гг. до н. э.). # [[5193666кратетафинскийфилософ|Кратет]] (269—266 гг. до н. э.). # Сократид === Платоновское учение в ранней Академии === После смерти Платона его учение неоднократно подвергалось переосмыслению и критике в том числе со стороны его прямых наследников и ближайших учеников. Уже Спевсипп, второй владелец Академии после Платона, раскритиковал учение об идеях, считая его искусственным построением, и отказался от них в своей философской системе. Попытки разработать теорию идей предпринял один из выдающихся учеников Академии Евдокс Книдский. Он, намереваясь выстроить на основе часто метафоричных сведений Платона об идеях стройную систему, предположил, что причастность вещей к идеям следует понимать как факт пребывания идей в каждой отдельной вещи. Активной критике философия Платона подверглась со стороны Аристотеля. В таких его работах как «Топика», «Метафизика» содержится ряд отсылок к учению Платона, в которых он, в частности, критикует содержание диалога «Парменид», терминология которого не соотносится с той, которая применялась Платоном в неписаном учении («Метафизика» также является одним из источников сведений о неписаном учении Платона) <sup></sup> . == Программа обучения == [[File:975733-5.jpg|frame|none|220x165px|class=mw-file-element|alt=|caption Археологические объекты на месте Платоновской Академии]] Обучение в Академии в начале её существования условно можно разделить на три направления: политика, математика и диалектика. В рамках каждого направления предполагался ряд дисциплин, которые осваивали ученики. В рамках политического направления ученики занимались [[5043092поэтика|поэтикой]] , риторикой, этикой. Труды первых сколархов в этой области, в частности Аристотеля, Гераклида Понтийского, Ксенократа, отличаются схожестью названий, что даёт основания учёным полагать, что это были не только заготовки для публичных лекций, но и результаты бесед с их учителем — Платоном. Особое внимание отводилось второй по значимости дисциплине — математике, которая составляла целый корпус предметов. В рамках этой науки изучались арифметика, геометрия, астрономия и [[489658гармониканаука|гармоника]] . На математическую школу Академии немалое влияние оказало [[5045491пифагореизм|пифагорейское]] учение. Первые сколархи активно изучали труды пифагорейцев, а также писали свои собственные, в которых повествовали об открытиях Пифагора или критиковали его учение (например, «Возражения на пифагорейцев» Аристотеля). Кроме того, математике уделялось много внимания и из-за отношения к ней самого Платона. Он полагал, что именно решение математических задач способствует активному мышлению, тренирует ум человека, подготавливает его к занятиям дисциплиной первого уровня — диалектикой. Члены Академии активно работали над основами математики, занимаясь, кроме всего прочего, разработкой системы базовых терминов <sup></sup> . Дисциплиной самого высшего уровня была философия, или диалектика. Информация о том, как обучение ей проходило в Академии, содержится в трактате Аристотеля « [[5051941топикааристотель|Топика]] ». Исследователи полагают, что обучение диалектике проходило в форме диалогов, подобных платоновским. Паре учеников давалось то или иное утверждение, которое они должны были обосновать или опровергнуть. При этом, ход дискуссии корректировался опытными членами Академии и сколархами. Ученики в процессе спора использовали логические построения, теоретические аргументы, отводили особое внимание уточнению используемых терминов и различению оттенков значений. Существуют предположения, что к участию в подобных спорах допускались более опытные ученики, чтобы дискуссия проходила на высокоинтеллектуальном выдержанном уровне. Диалектическое мышление также тренировалось путём выступления учеников с публичными докладами перед академической публикой. При этом, их повествование также строилось на принципах диалектики, они должны были рассматривать как утверждения, подтверждающие их позицию, так и опровергающие её, ставя тем самым себя в ситуацию необходимости «защиты своего логоса». Помимо этого, периодически устраивались публичные лекции для широкой аудитории <sup></sup> . === Деятельность Платона в Академии === В ранней Академии Платон был первым сколархом. Среди учёных нет однозначной позиции относительно того, каким образом он преподавал. По мнению [[4925541слезактомасалександр|Т. Слезака]] , Г. Кремера, К. Гайзера и других представителей и последователей [[4922606тюбингенскийуниверситет|тюбингенской]] традиции, Платон читал ученикам лекции, содержавшие его [[1895638неписаноеучение|неписаное учение]] , которое предназначалось строго для учеников Академии. В рамках данной позиции можно говорить об «эзотерическом» характере преподавания в учебном заведении. В пользу этой позиции говорят и факты о том, что в ту эпоху эзотерический характер обучения философии был вполне традиционным, а кроме того, платоновская Академия испытывала сильное влияние [[5045491пифагореизм|пифагорейцев]] , которые также излагали своё учение строго «подходящим» слушателям <sup></sup> . В этом случае диалогам Платона отводится второстепенная роль. Учёные этой школы отводят им лишь функцию опорных материалов для учеников, которые должны были помогать им припоминать то, что устно излагал учитель. В пользу такого описания подхода Платона к преподаванию говорит и его критика письменной речи во многих диалогах, а также в его седьмом письме <sup></sup> <sup></sup> . Представители противоположной традиции, согласно которой Платон не имел никакой систематической математико-метафизической неписаной философии, полагают, что диалоги были главным инструментом обучения, применявшимся Платоном. == Вторая академия == После того как [[5193688аркесилай|Аркесилай]] стал [[5193700схоларх|сколархом]] , в Академии начал доминировать [[4958109скептицизм|скептицизм]] , острие которого направляется против [[4968928стоицизм|стоицизма]] . === Сколархи === * [[5193688аркесилай|Аркесилай]] (266—241 гг. до н. э.) * [[5613292лакидизкирены|Лакид из Кирены]] (241—215 гг. до н. э.) * [[6247353эвандризфокиды|Эвандр из Фокиды]] * [[6247354гегесинпергамский|Гегесин Пергамский]] == «Новая», или Третья академия == * [[5193689карнеад|Карнеад]] (155—129 гг. до н. э.) * [[5749046клитомах|Клитомах]] (129—110 гг. до н. э.) * [[5749047филонизлариссы|Филон из Лариссы]] (110-84 гг. до н. э.) — при нём в 87 г. до н. э. роща Академии была вырублена римским полководцем [[5155167сулла|Суллой]] в период [[5035619перваямитридатовавойна|Митридатовых войн]] <sup></sup> , а Филон эмигрировал в Рим, где его учениками стали [[4933509цицерон|Цицерон]] и [[5047091марктеренцийваррон|Марк Теренций Варрон]] . Вероятно до этого Митридат поставил в Академию статую Платона. == Средний платонизм, или Четвёртая академия == <div class="hatnote navigation-not-searchable"> Основная статья: '''[[5036094среднийплатонизм|Средний платонизм]]''' </div> Вслед за «скептическим» платонизмом 2-й и 3-й Академии приходит «эклектический» платонизм <sup></sup> , основателем которой является [[5758690антиохизаскалона|Антиох из Аскалона]] . Отличительной особенностью 4-й Академии является синтез с аристотелизмом и стоицизмом. Этот платонизм лишь наследует традиции Академии, но развивается в разных центрах: [[4907508александрия|Александрия]] , [[4914134афины|Афины]] , [[4908117рим|Рим]] . Его представителями были [[4920423апулей|Апулей]] , [[4911513гален|Гален]] , [[1895699нумений|Нумений]] , [[4913052плутарх|Плутарх]] , [[4944887филоналександрийский|Филон Александрийский]] <sup></sup> . В этике центральный пункт — это уподобление божеству, а в [[35556физика|физике]] — различие Бога-творца и благого Бога, предвосхитившее философию [[5036103гностицизм|гностицизма]] . В [[5599196176год|176 году]] [[5045131списокримскихимператоров|римский император]] [[4944809маркаврелий|Марк Аврелий]] восстанавливает академию в Афинах. Сколархом новой школы становится [[6247355аттикфилософ|Аттик]] — ученик Кальвена Тавра <sup></sup> . == Неоплатонизм, или Пятая академия == <div class="hatnote navigation-not-searchable"> Основная статья: '''[[4944888неоплатонизм|Неоплатонизм]]''' </div> Основателем неоплатонизма является [[94039плотин|Плотин]] . Центром этого направления становится [[4191египет|Египет]] , однако при [[4944766ямвлих|Ямвлихе]] и [[5036906проклдиадох|Прокле]] неоплатонизм проникает в Афинскую Академию. На основании свидетельства [[5036463иоаннмалала|Иоанна Малалы]] : <blockquote>В консульство того же самого Декия [529 г.] василевс послал в Афины указ, приказав, чтобы никто не преподавал философию, не толковал законы и не устраивал игрального притона ни в одном из городов <div class="ts-Конец_цитаты-source"> — Иоанн Малала, Хронография, кн. XVIII </div></blockquote> Правила из Кодекса, запрещающего язычникам преподавать под угрозой конфискации имущества и ссылки (Cod. Just. I. 5. 18. 4; I. 11. 10. 2), а также предисловия к Дигестам (Digesta Vol. I), в котором подразумевалось, что обучение праву могло осуществляться только в [[4913743константинополь|Константинополе]] , [[4908117рим|Риме]] и [[4888бейрут|Бейруте]] , считается, что в [[5342428529год|529 году]] [[4911890византийскийимператор|император]] [[156360юстиниан|Юстиниан]] закрыл Платоновскую академию. В конце 531 — начале 532 годах 7 афинских философов во главе со схолархом академии [[5323421дамаский|Дамаскием]] перебрались в [[4906898иран|Персию]] . Однако уже в конце 532 года они вернулись обратно в Римскую империю. == Академии Нового времени == В эпоху [[4930003ренессанс|Возрождения]] была основана так называемая [[5013789платоновскаяакадемиявкареджи|Платоновская академия в Кареджи]] близ [[4914146флоренция|Флоренции]] ([[49993061459|1459]] — [[49298001521|1521]]); её основателем и главой был [[5049234марсилиофичино|Марсилио Фичино]] . В [[49296171583год|1583 году]] во Флоренции была основана [[433618академияделлакруска|Академия делла Круска]] , а в [[49296311603год|1603 году]] в Риме учреждена [[6247356академиярысеглазых|Академия рысеглазых]] , которая послужила прототипом современных академий наук. == Влияние == В [[4913626xviiвек|XVII веке]] идеи академического скептицизма пытался возродить французский философ [[5771093симонфуше|Симон Фуше]] . == См. также == * [[5013789платоновскаяакадемиявкареджи|Платоновская академия в Кареджи]] * [[97925ликей|Ликей]] [[4920420аристотель|Аристотеля]] * [[56623академиянаук|Академия наук]] == Примечания == <div class="reflist columns" style="list-style-type: decimal;"> <div class="mw-references-wrap"> # <span id="cite_note-нфэ-1">от 15 октября 2012 на [[715waybackmachine|Wayback Machine]] — статья в [[5326378нфэ|НФЭ]] .</span> # <span id="cite_note-2">(рус.) . www.krugosvet.ru. <span class="small">Дата обращения: 13 марта 2019.</span> <span class="small">13 января 2019 года.</span></span> # <span id="cite_note-Энциклопедия-3">''Пётр Рябов.'' «Ничего слишком» | Культура Эллады | Античность // Энциклопедия для детей. Культуры мира / Глав. ред. Елена Ананьева; вед. ред. М. Боярский. — 1-е изд.. — М. : Аванта+, 2004. — Т. 21. — С. 180—182. — 640 с. — [https://ya.ru ISBN 5-94623-079-4] . — [https://ya.ru ISBN 5-94623-001-8] .</span> # <span id="cite_note-:0-4">↑ ''Мочалова И. Н.'' Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Аристотеля. — 2000.</span> # <span id="cite_note-:1-5">↑ ''Слезак Т.'' Читая Платона. — Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2008.</span> # <span id="cite_note-6">(рус.) . gladgames.ucoz.ru. <span class="small">Дата обращения: 13 марта 2019.</span> <span class="small">5 марта 2016 года.</span></span> # <span id="cite_note-7">(рус.) . www.plato.spbu.ru. — платонический философский lexicon <span class="small">.</span> <span class="small">Дата обращения: 13 марта 2019.</span> <span class="small">1 ноября 2018 года.</span></span> # <span id="cite_note-8">(рус.) . iphlib.ru. <span class="small">Дата обращения: 13 марта 2019.</span> <span class="small">14 апреля 2014 года.</span></span> # <span id="cite_note-9">(рус.) . www.pravenc.ru. <span class="small">Дата обращения: 13 марта 2019.</span> <span class="small">14 марта 2019 года.</span></span> </div> </div> == Литература == * [[4936053бсэ|БСЭ]] * [[5139406россиусандрейалександрович|Россиус А. А.]] Полемика Исократа с Академией Платона // [[4959146вестникдревнейистории|Вестник древней истории]] . 1987. № 2. С.93-102. * Дёмин Р. Н. Парадоксальные рассуждения в Средней Академии и «неразумные суждения» древнекитайской философской школы имён // Универсум платоновской мысли: платонизм и европейская культура на рубеже столетий. Материалы X Платоновской конферен-ции. СПб., 2002. * * Мочалова И. Н. Философия ранней Академии. СПб., 2007. − 144 с. * Мочалова И. Н. Академия Платона и Ликей Аристотеля: философские школы как два типа научно-образовательных институтов // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.2. М., 2005. C.30-31. * Хлебников Г. В. Платон и философская теология древней Академии (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. [[4920406институтнаучнойинформациипообщественнымнаукамран|Институт научной информации по общественным наукам РАН]] . 2006. № 4. С.82-126. ISSN 2219-8555. * Мочалова И. Н. От Ксенократа к Аристотелю: формирование физики как теоретической науки в Академии Платона // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. СПб., 2012. — № 3. Том 2. Философия. — С. 19-30. — ISSN 1818-6653. * [[5916106чернисгарольд|Cherniss H.]] The Riddle of the Early Academy. Berkely-Los Angeles, 1945. == Ссылки == * * * * * * * [[5917218медовниковданстаниславович|Медовников Д.]] , Механик А., Оганесян Т. <div class="navbox" aria-labelledby="Ссылки_на_внешние_ресурсы" role="navigation" style="padding-top:1px"> </div> </div> [[File:975733-9.jpg|1x1px]] </div>
Описание изменений:
Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «gottod» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см.
Gottod:Авторские права
).
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!
Отменить
Справка по редактированию
(в новом окне)
Отобразить/Скрыть ограниченную ширину содержимого